ВАЕС Всероссийская ассоциация ездового спорта
 
 
 

     
  Навигация


· Главная
· Официальная часть
· Спортивный раздел
· Статьи
· Фото и видео
· Материалы
· Новости
· Рекомендовать нас
· Ссылки
· GPS
 
Пользователям

· Добавить новость
· Добавить ссылку  
 
· Сообщить админу

 
     

     
  Архив новостей


Июль 2019
Июнь 2019
Май 2019
Апрель 2019
Март 2019
Февраль 2019
Январь 2019
Декабрь 2018
Ноябрь 2018
Октябрь 2018
Сентябрь 2018
Август 2018
Июль 2018
Июнь 2018
Май 2018
Апрель 2018
Март 2018
Февраль 2018
Январь 2018
Декабрь 2017
Ноябрь 2017
Октябрь 2017
Сентябрь 2017
Август 2017
Май 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Октябрь 2016
Январь 2016
Декабрь 2015
Ноябрь 2015
Октябрь 2015
Сентябрь 2015
Май 2014
Апрель 2014
Март 2014
Февраль 2014
Январь 2014
Декабрь 2013
Ноябрь 2013
Октябрь 2013
Сентябрь 2013
Август 2013
Июль 2013
Июнь 2013
Май 2013
Апрель 2013
Март 2013
Февраль 2013
Январь 2013
Декабрь 2012
Ноябрь 2012
Октябрь 2012
Сентябрь 2012
Август 2012
Июль 2012
Июнь 2012
Май 2012
Апрель 2012
Март 2012
Февраль 2012
Январь 2012
Декабрь 2011
Ноябрь 2011
Октябрь 2011
Сентябрь 2011
Январь 2011
Декабрь 2010
Октябрь 2010
Сентябрь 2010
Июль 2010
Май 2010
Январь 2010
Январь 2009
Октябрь 2008
Сентябрь 2008
Август 2008
Апрель 2008
Март 2008
Февраль 2008
Январь 2008
 
     


     
  Ездовые собаки нашего Севера




Кнуд Расмуссен, это датский этнограф, который осуществил самое длинное путешествие, вместе со своими cпутниками на собаках в истории человечества. А именно он прошёл от Гудзонова залива до Чукотского полуострова, что равняется расстоянию в восемнадцать тысяч километров. Как он впоследствии писал, что больше всего в этом путешествии он благодарен собакам, которые оказались терпеливыми и неприхотливыми, а работа осуществлялась в тесной взаимосвязи межу собакой и человеком.

Долгое время в Арктике ездовые собаки оставались единственным средством передвижения, так было вплоть до индустриального освоения региона. Применение вездеходов и мотонарт, резко сократило поголовье ездовых собак. Однако ездовой спорт в последнее время снова стал набирать популярность, при этом уже во всём мире. Начиная от Канады до Японии и Австралии, от Северной до Южной Европы, появилось множество питомников ездовых собак, даже появились специальные клубы ездовых собак имеющие собственные периодические издания. В конце девятнадцатого века на Аляске были очень популярны гонки на собачьих упряжках, теперь они получили новый виток популярности уже по всему миру, даже там где нет снега, в таких регионах собак запрягают в специальные тележки.

На сегодня в международных каталогах находится около десяти пород ездовых собак, это самоед, маламут, серая и черная норвежские ездовые собаки, гренландский хаски сибирский хаски, эскимосская собака. Также стоит отдельно отметить, что все эти породы произошли с евразийского континента, и в Америке их не было. Однако, если вы больше интересуетесь другими средствами передвижения, то есть автомобилями, вам наверняка будут интересны последние инновации fiat.

Наибольшую популярность получили три породы: маламут, сибирский хаски и самоед. Происхождение данных собак, можно понять из названия пород, так маламут произошёл из Аляски, там на нём ездили коренные жители Аляски, а родиной сибирской хаски и самоеда является Россия. Но почему, то в отечественных каталогах, данные породы собак не описываются. Такие породы как самоед, или ненецкая ездовая собака, отсутствуют в официальных списках служебных пород, информацию о них можно получить только в зарубежных каталогах. А между прочим не так давно, на одной из международных выставок собак в Перу, самоеда признали лучшей породой в мире, правда эти собаки имеют очень отдалённые связи с предками с России, так как они выращены в Америке. Да и в нашей стране, суда по всему данная порода в чистом виде не сохранилась. В поселках Югорского полуострова, на Ямале, острове Вайгач, можно найти разве что полукровных или четвертькровных самоедов. Вообще в отечественной каталогизации в данной сфере происходят странные вещи, так единственная порода, которую выделили ещё советские кинологи, под названием северо-восточные ездовые собаки, каким-то образом исчезла после 50-х годов в списках, тоже самое произошло и с другой уникальной породой ненецкая оленегонная лайка, которая являлась пастушьей собакой у ненцев-оленеводов.

Несмотря не на что породы ездовых собак по-прежнему сохранились в России, они до сих пор в широком обиходе у коренных народов Севера и Дальнего Востока. Например, у таких народов как, эскимосы, береговые чукчи и многие другие сорок лет тому назад имели единственный транспорт, это ездовые собаки. И не зря, так как он действительно надежный, безотказный, способен найти дорогу ночью, в пургу, на легком льду среди торосов, вероятно, они намного лучше современного GPS.

Ездовые собаки намного лучше в качестве транспорта, чем олени. Собаки всегда держатся рядом с людьми, они намного выносливее и безотказнее оленя, они будут тянуть нарту до последнего, тогда как олень устанет и просто ляжет и поднять его уже не будет возможности. В пургу, когда нулевая видимость, собаки бегут к дому, а олени просто по ветру, поэтому маловероятно, что они смогут привести вас, обратно к жилищу. Ещё одним удобным моментом, является то, что собаки могут есть тоже самое, что и люди, поэтому берётся один запас пищи, который потребляют двуногие и четвероногое. Поэтому нет нечего удивительного, что Северный и Южный полюс были покорены именно на собачьих упряжках. Для оленей же нужно найти ягель, потому отпустить попастись, да ещё потом поймать и собрать их снова, так как к человеку они не стремятся. Ещё одним слабым местом оленей являются волки, для собаки же они менее опасные. Собаки лёгкие они могут ходить по тонкому льду и рыхлому снегу, а вот олени могут там провалиться. При этом собака плодовитее, очень сильно помогает при оседлом образе жизни, а вот олени требуют постоянных кочёвок.

Поэтому, даже сейчас эти народы не хотят переходить на снегоходы в обмен на собак или как их назвал один из исследователей Арктики Поль-Эмиль Виктор друзья по риску. В принципе эти веселые, умные и дружелюбные существа, вызывают у всех любовь, кто хоть раз с ними встречался. Во многих северных областях чукотской области по-прежнему остаются собаки с ярко выраженными породными признаками. Если сравнить их внешний вид с тем, что представлено в отечественных зарубежных каталогов, то в большинстве случаев можно попасть на восточносибирскую охотничью лайку, северо-восточную ездовую собаку и сибирская хаска. О последней породе в зарубежных каталогах написано, что она произошла из Чукотки, где в основном применялась как ездовая-охотничья и пастушья собака. В начале двадцатого века несколько упряжек было перевезено в Аляску, где она обрела большую популярность, за свои рабочие качества. Она выигрывала там множество соревнований и превосходила распространённых на тот момент полярных шпицов. В итоге было признано, что чукчи смогли воспитать лучшую породу ездовых собак, по сравнению с остальными породами. И оказалось так, что, именно Аляска открыла породу сибирских хаск, хотя их родина Россия.

Благодаря этой породе у людей появился интерес к подобным соревнованиям, кроме того хаски стали отличными выставочными собаками. Правда зарубежные хаски как не крути иметь бедный генофонд, так как были выведены из малого количества особей, что, конечно же сказывается на рабочих качествах. Порода выведена от небольшого числа исходных производителей и, несомненно, в высокой степени инбредна, что ж может не сказаться на рабочих качествах.

Исходник — http://hey-hey.ru/index.php?inc=site&page=165

Сентябрь 14, 2011

Похожие статьи:

[ Вернуться назад ]
 
     
 
     
  Случайные фото


 
     

       
 
© ВАЕС Всероссийская ассоциация ездового спорта 2014г.
Президент ассоциации Громов В.